Новый способ рекрутинга,
статейное продвижение личного бренда
MLM » Интересное из жизни » Потребительницы и лидеры

Потребительницы и лидеры

10-09-2025
108
0
Потребительницы и лидеры




Население планеты стареет, а значит, продукты и услуги, связанные с возрастными изменениями, — важный сегмент рынка. Женщины, несмотря на часто более низкий доход, являются их основными потребителями. Впрочем, они создают не только спрос, но и предложение. О состоянии серебряной экономики в мире и в России рассуждает социальная предпринимательница, эксперт в области разработок решений для людей старшего возраста Татьяна Дроздова

Согласно отчетам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году количество людей в возрасте 60 лет и старше на планете достигнет 2,1 млрд человек. В 2020-х в России и США ожидаемая продолжительность жизни, по данным ООН, составила уже более 70 лет, а в ЕС и Японии — более 80 лет.

В то время как старение населения представляет собой вызов для многих стран, особенно в сфере пенсионного обеспечения и здравоохранения, открываются и новые возможности. Одна из них — серебряная экономика. Это экономический сектор, ориентированный на товары и услуги, которые отвечают потребностям людей старшего возраста.

Конечно, никакой единой «потребительской корзины» человека 60+ не существует, но с возрастом все мы в той или иной степени сталкиваемся с определенными вызовами, появляются специфические потребности и обстоятельства жизни. Снижение трудовой активности пугает бедностью, но одновременно дает больше свободного времени. Сложности со здоровьем мотивируют лучше заботиться о своем теле и психике. Взросление детей и синдром опустевшего гнезда угрожают одиночеством, но зато дают больше возможности строить жизнь так, как хочется.

Все это, от поиска новой сексуальности и до возвращения мобильности, ложится в основу серебряной экономики и заставляет бизнесы разрабатывать новые и пересматривать прежние продукты. Наблюдается устойчивый рост разных отраслей, связанных с серебряной экономикой: здравоохранения, жилья, финансовых услуг, досуга, транспорта.

В развитых странах старшие возрастные группы тратят в среднем больше, чем остальные. Наиболее высокий рост объема серебряной экономики на душу населения 50+ ожидается в Азии: по оценкам World Data Lab, к 2030 году общая годовая покупательная способность людей в возрасте 60 лет и старше достигнет около $8,6 трлн.

Продолжительность жизни женщин системно выше мужской, в разных странах по-разному, но в среднем на пять–шесть лет. Пилотное исследование потребительских привычек россиян старше 50 лет, проведенное учеными из МГУ и НИУ ВШЭ в 2017 году, показало, что женщины этой возрастной группы, несмотря на часто более низкий уровень доходов по сравнению с мужчинами, являются основными потребителями товаров и услуг, связанных с возрастными изменениями. Женщины в старших группах также лучше мужчин заботятся о своем здоровье. И если перечислять перспективные сектора серебряной экономики, то это прежде всего здравоохранение. Пожилые люди составляют значительную часть потребителей медицинских услуг, включая как традиционную медицину, так и новые технологии, такие как телемедицина, реабилитационные программы и медицинские гаджеты.

Рост числа пожилых потребителей заставляет «переобуваться» целые отрасли. Например, в Японии производитель детских подгузников Oji Holdings переориентировался на производство гигиенических средств для взрослых из-за старения населения в стране. Кстати, этот товар способен улучшить жить миллионов женщин и уже давно требует дестигматизации среди потребительниц.

Здесь также стоит упомянуть венчурную отрасль, которая традиционно любит продукты на стыке AI и медицины. В сфере продуктов для пожилых потребителей интересна целая плеяда более или менее успешных B2C-стартапов в области медицинского страхования. Женщины для них — идеальные клиенты, так как в вопросах здоровья они приоритизируют профилактику и к тому же принимают решения по медицинским вопросам, которые касаются других членов семьи (например, более старших родственников, за которыми осуществляется уход).

Пример — страховая компания Devoted Health, которая ориентируется на пожилого потребителя. Их продукт по сути — IT-платформа с медорганизациями на одном конце и единым дружелюбным пользовательским интерфейсом на другом. Через нее проходят все медицинские услуги, она также хранит пользовательские данные и дает возможность для совместной работы разных врачей и клиник. Что особенно важно для пожилых







http://subscribe.ru/advert

пациентов, которым может быть сложно собирать многочисленные справки и документы, чтобы получить консультацию специалиста за пределами «родной» поликлиники.

Транспорт и мобильность — еще одна отрасль серебряной экономики, где развивается разработка общественных и личных транспортных средств, адаптированных для пожилых, включая электросамокаты и скутеры. Такие гиганты, как Toyota, запускают скутеры специально для тротуаров — с базовой пешеходной скоростью — они сделаны так, чтобы пассажиру было удобно поддерживать разговор с идущим рядом спутником. Их потребители — пожилые люди, которые сохранили активность и желание выходить из дома.

Все более востребованными становятся услуги по адаптации жилья для пожилых людей — с безбарьерными входами и системами умного дома. Появляются и новые формы проживания. В некоторых странах активно развиваются концепции возрастных поселений. Это целые города, которые напоминают отели all-inclusive, где решены все бытовые проблемы. Часто в таких поселениях и кондоминиумах для людей старшего возраста есть круглосуточная медицинская поддержка.

Еще один интересный продукт в отрасли — платформы для совместной аренды. В качестве примера можно назвать стартап Silvernest, который помогает людям старшего возраста находить соседей, сдавать свои дома, откуда дети уже «вылетели», и жить в сообществе единомышленников, с которыми удобно делить образ жизни и хобби. И хотя стартап недавно сменил название, сместив фокус со старшего сегмента, его целевой аудиторией все так же остается свободная женщина 50+ в поиске новых источников дохода, нового круга общения и идеального места для жизни.

Все больше туристических компаний ориентируется на предоставление услуг для людей старшего возраста. Важный тренд — развитие так называемого медицинского туризма, когда пожилые люди отправляются за границу для получения высококачественного лечения и реабилитации. В этой отрасли женщины тоже главные потребители: по данным американского Forbes, они принимают решение о покупке путешествия в 70% случаев.

Пожилые люди часто нуждаются в специфических финансовых продуктах, таких как пенсии, страхование жизни и другие решения для обеспечения финансовой стабильности. Как показал опрос «СберНПФ» и сервиса «Работа.ру», проведенный в 2023 году, у женщин выше финансовая грамотность и склонность к сбережениям. Кстати, сберегать заставляет суровая реальность: когда планируешь жить дольше мужчины, надо рассчитывать на себя.

Целая отрасль, в которой ищут «единорогов» и куда идут многомиллионные инвестиции, — это «уберы» компаньонов, партнеров по уходу и сиделок для пожилых людей. Стартапы в этой отрасли привлекают миллионы — например, американские Papa, Honor и Duos суммарно привлекли более $300 млн от инвесторов в 2021–2022 годах. И здесь женщина не только потребитель, но и рабочая сила, на которой держится отрасль. Ведь как сообщается в докладе ОЭСР 2023 года, 80% тех, кто работает в сфере долговременного ухода за пожилыми людьми, — это женщины.

Культурная норма, согласно которой на плечи женщин ложится бремя ухода за слабыми членами семьи, делает их более уязвимыми в экономическом плане. Если в Японии работает примерно 20% женщин 65+, то в России — всего 1,6% (а после 70 лет — 0,5%). Исследователи объясняют это необходимостью ухаживать за пожилыми членами семьи, внуками, а иногда и за теми и за другими одновременно, при этом бесплатно. Так, значительная часть серебряной экономики (женской экономики!) остается в тени и даже не попадает в статистику ВВП.

Экономическую независимость женщин-потребительниц старшего возраста подрывают также сексизм и эйджизм работодателей. Женщины сталкиваются с «двойным барьером» — как женщины и как старшие, оказываясь менее востребованными на рынке труда. Исследования (например, все того же ОЭСР) показывают, что пенсионный потенциал (то есть возможность увеличить размер своей будущей пенсии) у женщин на четверть ниже, чем у мужчин, что связано с неравным участием в трудовой деятельности и карьерными перерывами.

Серебряная экономика в России примерно на нулевой стадии развития. Это совсем не значит, что нет разработок. Разработки есть, а вот рыночных продуктов нет. Это связано с низкими доходами людей пенсионного возраста, которых не хватает для развития. У специализированных онлайн-сервисов для старших не хватает платящего сегмента. Несколько попыток девелоперских проектов жилья для богатых пенсионеров ожидаемо не впечатлили инвесторов и не продвинулись дальше презентаций. На рынке долговременного ухода предлагать системные решения и задавать стандарты может только государство, а бизнес способен выживать в малых формах на грани приемлемого качества. Из последних успехов есть только вспышки интереса к обучающим курсам разного качества, ориентированным на поиск себя в кризисе среднего возраста.

При этом, несмотря на все вызовы, женщины двигают серебряную экономику не только как потребительницы и работницы, но и как лидеры. Австрийка Антониа Альберт, основательница компании Careship в Германии, создала онлайн-платформу по уходу за пожилыми и привлекла €6 млн инвестиций. Кстати, сейчас она одна из руководителей Founderful, швейцарского фонда,







http://subscribe.ru/advert

который стремится изменить венчурную индустрию в сторону более человечного и бережного отношения к фаундерам, командам и их идеям.

Израильская предпринимательница Керен Эткин, одна из главных популяризаторов AgeTech-направления и автор книги The AgeTech Revolution, создала платформу The Gerontechnologist, которая помогает инвесторам и стартапам ориентироваться в рынке технологий для пожилых.

Еще одна предпринимательница, Кэрри Шоу, руководит компанией Embodied Lab, которая создает VR-симуляции, помогающие медицинским работникам и родственникам понять опыт пожилых людей, страдающих от деменции, болезни Паркинсона, потери слуха и других возрастных изменений.

Все это примеры не только бизнесов, но и системных решений, которые определяют будущее целых отраслей.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора


Источник: https://subscribe.ru/digest/woman/psychology/n667319013.html



Читайте также
В России появилась пятая женщина-миллиардер
В России появилась пятая женщина-миллиардер
В рейтинге Forbes Татьяна Володина потеснила Елену Батурину, Татьяну Ким и других богатых дам. А ее саму называют настоящей легендой
Неравные браки! Не бывает разницы в возрасте, бывает разница в уме!
Неравные браки! Не бывает разницы в возрасте, бывает разница в уме!
Неравные браки! Не бывает разницы в возрасте, бывает разница в уме! Как видите, разница во мнениях, разница в возрасте или...
Как перестать тратить деньги на маркетплейсах
Как перестать тратить деньги на маркетплейсах
Вместо того, чтобы удалять приложения или ставить запреты на покупку новых вещей, важно научиться делать обдуманный выбор и применять инструменты,
Нужно ли перевозить родителей к себе
Нужно ли перевозить родителей к себе
Нет в этом мире вечной молодости — по крайней мере, официально доступной для всех. Увы, все подвержены старению. Живем мы в обществе, социальные и
Медиатор: кто это и чем занимается
Медиатор: кто это и чем занимается
Про него снимают кино и пишут книги, его услуги рекомендуют при проблемах как на работе, так и в отношениях… Так кто же он — медиатор? В каких он
Гороскоп на 2025 год
Гороскоп на 2025 год
ОВЕН 2025 год будет напряжённым, но очень интересным. Планеты помогут воплотить идеи в жизнь. Вы сможете преодолеть любые испытания. Дел будет
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Решите пример: 10 минус 2 (ответ числом)
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив