Далеко ли вам до старости? - СОВЕТЫ КОСМЕТОЛОГА
Категория: Советы косметологов
Старение – явление неприятное или, по крайне мере, нервирующее. И волнует оно именно своей неминуемостью – рано или поздно все мы с ним столкнемся.
Успокоить общество и дать людям как можно больше информации по интересующему всех вопросу призвана геронтология – наука, созданная с целью взять старение под контроль. Геронтология изучает этот процесс со всех сторон, в том числе и с самых неожиданных, например, с социологической или психологической.
Мы попросили эксперта портала «Эстетический Гид», врача-терапевта, доктора медицинских наук, профессора, директора Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология» (Москва), профессора кафедры терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России» (Москва), председателя общественного научного совета Открытого института человека и природы (Вильнюс, Литва) Кирилла Ивановича Прощаева рассказать нам о том, как связаны процессы старения и состояние здоровья, что есть старение с точки зрения общества и науки и что нужно делать (или не делать), чтобы не состариться преждевременно.
И заодно узнали, почему увеличение пенсионного возраста полезно для здоровья, что такое «эйджинг» и чем опасно слово «бабушка».
БИКУЛОВА Дарья
Журналист, специалист по связям с общественностью- Что именно с научной точки зрения представляет собой здоровье человека и как это понятие связано с его возрастом?
ПРОЩАЕВ Кирилл Иванович
Эксперт портала «Эстетический Гид», врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, руководитель "Научно-исследовательского медицинского центра "Геронтология" (Москва) Представления о возрасте меняются. Если мы возьмем того же Пушкина и его записки, то в его воспоминаниях о первой встрече с Карамзиным прочтем: «В комнату вошел старик лет тридцати», - самому Пушкину на тот момент было шестнадцать.
На сегодняшний день, согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, мы являемся молодыми аж до 44 лет. То есть, современная жизнь предъявляет к человеку совершенно другие требования жизненной активности. С другой стороны, человек сам требует от себя большего, в том числе и в вопросе активного долголетия.
Если мы говорим о здоровье в целом, как об определении, то это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие травм, болезней и физических дефектов.
Значит, психологическое и социальное здоровье – это также важные составляющие. Но нельзя сказать: «Это – здоровье психологическое, это – социальное, а это – физическое», они тесно связаны между собой. И здесь возникает много проблем.
Например, с одной стороны, желание человека выглядеть хорошо и достойно – понятно. Скажем, человек с избыточной массой тела понимает свою задачу, прилагает усилия (диеты, физическая активность, обращение в клиники снижения веса) и достигает цели.
Но мы забываем о том, что на самом деле человек в нашем обществе становится дискриминируемым. Это он говорит, что хочет похудеть исходя из своего понимания здоровья. Но мы часто слышим реплики вроде «О, пошел толстый!», «Посмотри на эту жирную»… Слова «пышечка», «толстушка» - это ярлыки, и человека ущемляют по этому признаку.
Поэтому мы понимаем, что, с одной стороны, должны помочь человеку захотеть (!) быть здоровым и активным, но с другой – ему требуется психологическая коррекция, потому что он сам не до конца осознает эту дискриминацию.
Мы также должны работать с обществом, учить людей быть толерантными по принципам физических, психических и прочих различий.
БИКУЛОВА Дарья
Журналист, специалист по связям с общественностью- Геронтология – это наука о старении. Можно ли считать ее частью антивозрастной медицины, в чем ее основная задача?
ПРОЩАЕВ Кирилл Иванович
Эксперт портала «Эстетический Гид», врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, руководитель "Научно-исследовательского медицинского центра "Геронтология" (Москва) Да, мы антивозрастная медицина. И мы ориентированы на средний возраст, чтобы подготовить пациентов к пожилому. По сути, геронтология - наука превентивная.
Но кто сегодня пожилой человек? Даже дамы 55 лет совсем не похожи на наших бабушек, которые были пятидесятилетними лет двадцать-тридцать назад. Это абсолютно другая генерация! Они не хотят называться бабушками, они хотят работать, ходят в фитнес-центр и так далее.
«Подрастает» молодая генерация, 35-40 лет. Распространяется мода на selfie – мы контролируем то, что мы выкладываем в Интернет.
А что будет с нами через 20 лет, когда привычка выкладываться останется, а внешний вид будет уже не тем? Это будет еще одно поколение пожилых людей. А значит, вопросы социума очень важны, нужно учить людей быть пожилыми.
То есть, антивозрастная медицина с точки зрения психического и социального здоровья – это не только решение индивидуальных профилактических задач сейчас, чтобы человек был активным в 60 лет.
Важно, чтобы человек воспринимал свой приход в пожилой возраст и старость адекватно и обзавелся к этому моменту навыками правильно жить в этом возрасте.
БИКУЛОВА Дарья
Журналист, специалист по связям с общественностью- И эту задачу тоже решает геронтология?
ПРОЩАЕВ Кирилл Иванович
Эксперт портала «Эстетический Гид», врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, руководитель "Научно-исследовательского медицинского центра "Геронтология" (Москва) Здесь у нас идет игра слов. Геронтология – это наука о старении как таковом. В ней есть раздел «Гериатрия» - лечение болезней в пожилом и старческом возрасте. Есть раздел «Превентивная гериатрия», который стоит на стыке с антивозрастной медициной.
Многие даже говорят, что это одно и то же – подготовка к старости. Но подготовка может быть не только физическая, но и психическая, социальная, образовательная и так далее.
БИКУЛОВА Дарья
Журналист, специалист по связям с общественностью- Что под «психологическими факторами старения» понимают ученые? Восприятие ли это человеком своего возраста, влияние общества или что-то еще?
ПРОЩАЕВ Кирилл Иванович
Эксперт портала «Эстетический Гид», врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, руководитель "Научно-исследовательского медицинского центра "Геронтология" (Москва) Здесь очень много факторов. Во-первых, это, безусловно, личное восприятие, и здесь большую роль играет семейный опыт. В тех семьях, где бабушки и дедушки долго были морально активными, продолжали работать даже в пенсионном возрасте, вели общественную деятельность, их дети и внуки, скорее всего, будут иметь такую же позицию.
С другой стороны, в тех семьях, где бабушки и дедушки имели так называемую рентную позицию и ждали прихода пенсии как дополнительного или единственного блага в получении социального дохода или даже пытались получить разными способами группу инвалидности как социальный бонус, их потомки, с большой долей вероятности, будут иметь такую же установку.
Во-вторых, это, как вы справедливо заметили, влияние общества. Мы можем сколько угодно говорить, что наше общество не готово к увеличению пенсионного возраста, но на сегодняшний день единственным доказанным способом продления активного долголетия является работа по специальности как можно дольше.
То есть, чем дольше человек работает по профессии, чем больше он нагружает свой мозг и свое тело, тем на более поздний срок откладывается начало процесса старения.
И если мы обратимся к статистике, то поймем, что преподаватели высшей школы имеют лучший индекс здоровья и живут в среднем дольше, чем представители других профессий.
Почему? Потому что в этой профессии принято работать на пенсии, эта работа требует постоянного изучения нового материала, подготовки занятий, тренировки мозга.
С этой точки зрения геронтология как наука имеет двоякую позицию на предмет увеличения пенсионного возраста. То есть, мы понимаем, что с учетом не такой высокой, как бы нам хотелось, продолжительности жизни увеличение этого возраста приведет к тому, что срок пребывания на пенсии будет маленьким.
Но, не сделав этого, не обеспечив активного долголетия, мы будем иметь проблему раннего старения. Это очень большая «вилка» с точки зрения науки – что рекомендовать?
Ведь геронтология – наука, в том числе, социальная, завязанная на общественном мнении. И с этой позиции мы должны пропагандировать продолжение работы в возрасте старше 60 лет.
А как государство, исходя из экономических и политических взглядов, решит вопрос официально, мы не знаем. Но если бы представители органов власти спросили меня: «Вы «за» увеличение пенсионного возраста?», я бы однозначно ответил: «Да!», и исключительно заботясь о здоровье человека.
БИКУЛОВА Дарья
Журналист, специалист по связям с общественностью- От чего зависит глубина проявления симптомов психологического старения и с чем это связано?
ПРОЩАЕВ Кирилл Иванович
Эксперт портала «Эстетический Гид», врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, руководитель "Научно-исследовательского медицинского центра "Геронтология" (Москва)Здесь мы можем рассмотреть три группы факторов. Первая – это генетически обусловленные факторы. У каждого человека свой уровень биохимических реакций, которые отвечают за деятельность головного мозга, восприятие.
Вторая группа – это соматическое здоровье, оно же физическое. Есть заболевания, которые вызывают соответствующие психические изменения. Например, артериальная гипертензия – повышенное артериальное давление.
У такого человека, если он не лечится адекватно, постоянная головная боль, которая вызывает чувство депрессии, тревоги, а это отражается на психологическом статусе и на увеличении физиологического и психологического возраста.
Третья группа – это "средовые" факторы, то, как этого человека воспринимает общество, сколько лет оно ему дает и как оценивает.
БИКУЛОВА Дарья
Журналист, специалист по связям с общественностью- Что представляют собой социальные факторы старения?
ПРОЩАЕВ Кирилл Иванович
Эксперт портала «Эстетический Гид», врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, руководитель "Научно-исследовательского медицинского центра "Геронтология" (Москва) Не секрет, что в нашем обществе многие люди ожидают прихода пенсионного возраста с опаской, ведь на многих предприятиях это повод не продлить контракт, не взять на работу.
Здесь мы получаем возрастную дискриминацию с разных сторон. Так, все хотят получить молодого сотрудника, но с опытом работы не менее пяти лет. Но он же должен где-то заработать этот опыт. И если вы не хотите его брать, почему должны брать другие?
Это дискриминация по молодому возрасту. Но часто в требованиях к кандидатам мы модем увидеть фразу «не старше 55 лет», а иногда и меньше. И снова у нас дискриминация. Вот он, тот самый социальный фактор, из-за которого люди боятся пожилого возраста.
Дальше – то, как мы называем людей. Например, у наших детей есть «бабушки» и «дедушки», и в разговоре со знакомыми даже родители говорят: «Наша бабушка, наш дедушка». Почему мы так говорим, ведь у них есть имя и отчество? И нам они не бабушки и дедушки, а мамы и папы.
И тот фактор, что в 60 лет (а по нашим меркам это еще возраст активности) человек ходит с ярлыком «бабушка» или «дедушка», давит на него, он рефлексирует по этому поводу.
Повторюсь, это работа с обществом по профилактике «эйджизма» - дискриминации по возрастному признаку. Есть и геронтологический эджизм – дискриминация по пожилому возрасту.
БИКУЛОВА Дарья
Журналист, специалист по связям с общественностью- Как геронтология и гериатрия могут со всем этим бороться, какие смежные науки могут быть к этому привлечены?
ПРОЩАЕВ Кирилл Иванович
Эксперт портала «Эстетический Гид», врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, руководитель "Научно-исследовательского медицинского центра "Геронтология" (Москва) Здесь несколько направлений для работы. В основе всего - здоровье физическое, поэтому первое направление – это ранняя профилактика, выявление заболеваний, и не только для того, чтобы не было инфарктов и инсультов, но и чтобы человек мог правильно воспринимать себя в своем возрасте.
Если у человека в 40 лет случится инфаркт, и даже если мы с ним справимся, факт перенесенного заболевания все равно увеличит биологический возраст. Поэтому такие события лучше предупреждать. Ведь инфаркт – это не только болевой синдром и омертвение части сердца, это еще и запуск новых биохимических процессов, которые, в том числе, стимулируют старение.
Второе направление – это специальные anti-age-программы. Например, мы говорим, что нам важно на 20% снизить частоту инфарктов в обществе. И у 20% населения мы снизили, а у 80% - нет.
Для этого мы включаем индивидуальную профилактику – ведь остается группа людей со своими особенностями, на которые накладываются другие факторы риска. Здесь и начинает работать наша антивозрастная медицина.
А третье направление – это формирование образованности общества в вопросах геронтологии и гериатрии. Нет той специальности, без которой геронтология может обойтись, разве что педиатрия. Хотя, например, есть проблема саркопении – возрастная потеря мышечной массы и силы.
Нынешнее поколение детей, хотя мы и пытаемся снова вернуть нормы ГТО, сидит дома, в гаджетах, за компьютерами. В 30 лет с физической активностью у них все будет хорошо, а вот в 40 начнется саркопения, хотя у предыдущих поколений она начиналась в 60-65 лет.
Интересный проект запустили наши чешские коллеги – геронтологическое образование детей. Они в летний период водят школьников в дома престарелых в качестве волонтеров. Даже семилетний ребенок может чем-то помочь: налить чай пожилому человеку, поддержать его при спуске по лестнице.
С одной стороны, воспитывается связь между поколениями, с другой – ребенок понимает, что тоже станет таким и сможет подготовиться морально. И, разумеется, тогда становится проще объяснить ему, когда он станет взрослым, что нужно заниматься профилактикой.
P.S.: Не так страшна старость, как мы о ней думаем. Страшна лишь старость, пришедшая преждевременно. Но теперь, вооружившись полученными знаниями и настроившись на правильный образ жизни, мы наверняка сможем остаться здоровыми и полными сил как можно дольше.
Источник: https://www.estetic-gid.ru/news/daleko_li_vam_do_starosti/